kopter850_d_850

В свободном полете

Глава минтранса Максим Соколов: Беспилотные игрушки и авиамодели освободят от госрегистрации
1
Россияне используют летающие дроны, чтобы делать красивые фото и видео с воздуха.
Фото:Сергей Михеев/ РГ
Ограничения для полетов беспилотников оказались чрезмерно жесткими, признал в разговоре с обозревателем «Российской газеты» министр транспорта Максим Соколов.

С 1 апреля этого года, напомним, любые полеты даже самых небольших моделей самолетов, управляемых с земли, стали нелегальными. Они теперь обязаны проходить государственную регистрацию, причем это касается всех дронов весом свыше 250 граммов. «Сюда попали и спортивные модели, и игрушки, — пояснил министр. — Хотя это не российская новелла. В США из-за определенных рисков, в том числе в из-за необходимости антитеррористической защиты законодатель установил такую же нижнюю планку».

Скоро эта проблемы может быть исчерпана. В понедельник Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект, отменяющий обязательную сертификацию беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 30 килограммов. «Сегодня уже школьники управляют моделями вертолетов не хуже заправских пилотов, — говорит Соколов. — И нам кажется наиболее оправданным повысить планку, при которой требуется регистрация беспилотников аппаратов, именно до 30 килограммов».

Конечно, добавляет министр, это не избавляет от ответственности тех лиц, кто использует летательные аппараты в запретных для полетов зонах — в приаэродромных территориях, в зонах специальных объектов. Это недопустимо, но это будет уже предметом не Воздушного кодекса, а законодательства по антитеррористической защищенности.

В минтрансе рассчитывают, что Совет Федерации одобрит поправки в Воздушный кодекс. И тогда будет определен механизм заявительной регистрации для авиамоделей и дронов, а также прописан порядок получения госномеров и свидетельств операторов беспилотников при их коммерческом использовании. Все детали находятся на площадке законодателей, подчеркнул глава минтранса.

По новому закону минтранс будет устанавливать форму и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и операторов требованиям федеральных авиационных правил. Новый закон также вводит обязательную аттестацию для специалистов экспериментальной авиации.

Сегодня сегмент дронов в России является одним из самых быстрорастущих на рынке электроники. В прошлом году по разным оценкам он составил от 120 до 200 тысяч в штуках и до 1 миллиарда 300 миллионов в рублях.

Сейчас время автономного полета аппаратов составляет не более 2 часов. Новые же технологии для батарей позволят летать почти непрерывно.

200 тысяч дронов уже бороздят российские просторы

Дроны используются как простыми потребителями, так и коммерческими компаниями. Как правило, люди используют малые квадрокоптеры с камерами для съемок экстремальных видов спорта или в путешествиях. Бывает, что дроны применяют и для съемок с воздуха на развлекательных мероприятиях — концертах, фестивалях и так далее.

В этом году в рамках конференции РИФ+КИБ состоялись первые в России официальные гонки летающих дронов. В мероприятии приняли участие несколько тысяч любителей дронов и профессиональных пилотов.

«Беспилотники используются совершенно в различных сферах, начиная от картографии и фотосъемки до строительства и военных целей, — отметил эксперт по новым продуктам технологической компании «Техносерв» Сергей Строганов. — Например, они применяются для патрулирования территорий и акваторий для охраны периметра и идентификации, а затем сопровождения нарушителей. Также эта технология успешно используется в природном надзоре, городском хозяйстве, вплоть до обнаружения причин пробок на дорогах».

В медицине и чрезвычайных ситуациях беспилотники могут применяться для поиска заблудившихся и пострадавших или срочной доставки медикаментов.

В коммерции чаще всего дроны используют для транспортировки малогабаритных грузов. «Они летят по заранее запрограммированному маршруту — это удобно и быстро, — отметил ИТ-эксперт транспортно-экспедиционной компании Вячеслав Тимонин. — Например, так можно доставлять пиццу, заказы из интернет-магазинов, почтовые бандероли. Но пока нет законов, которые бы регламентировали такие перевозки».

Открытым остается вопрос безопасности, никто ведь не застрахован от падения неисправного аппарата. «В городах есть множество кабельных соединений, антенн и проводов, поэтому должны быть разработаны специальные разрешенные маршруты, а на борту беспилотника установлена серьезная система пространственного ориентирования», — считает Тимонин.